Нормы оценки результатов учебной деятельности

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 N 674 "Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений"

На основании подпункта 4.8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПРИКАЗЫВАЕТ:

НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам базируются на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами, и направлены на осуществление единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся.

2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе ("1", "2", "3", "4", "5", "6", "7", "8", "9" и "10" баллов), основными функциями которой являются:

образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;

социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется 0 (ноль) баллов.

На I ступени общего среднего образования, в первом и втором классах, система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности.

3. В данном нормативном акте используются следующие основные термины и их определения:

уровень усвоения учебного материала - характеристика учебных достижений учащихся, соотнесенных с основными функциями образовательного процесса - распознавания, описания, объяснения и преобразования объектов изучения;

контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами;

отметка - результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.

4. Настоящие нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам распространяются на общеобразовательные учреждения независимо от их подчинения и форм собственности и определяют:

уровни усвоения учебного материала;

основные виды и формы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся;

общие требования к выставлению отметок за четверть, годовых и экзаменационных отметок;

нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по каждому учебному предмету;

классификацию существенных и несущественных ошибок, погрешностей, которые учитываются при осуществлении контрольно-оценочной деятельности по каждому учебному предмету.

5. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие пять уровней усвоения учебного материала:

первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 баллов;

второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4 баллов;

третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов;

четвертый уровень (достаточный) - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов;

пятый уровень (высокий) - действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов.

6. Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся уровням усвоения учебного материала выступают мыслительные, словесно-логические, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

При этом распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.

7. Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

8. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оцениваются процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Педагог наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.

Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

9. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

10. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

11. Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.

12. Количество контрольных работ, которые проводятся в письменной форме по отдельным учебным предметам на протяжении учебного года, определяется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

13. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

14. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства

образования

Республики Беларусь

29.05.2009 N 674

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как "примерно", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Оценка "примерно" выставляется в том случае, когда указанные критерии и показатели проявляются в полной мере. "Удовлетворительно" - когда показатели проявляются не в полной мере. Оценка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если показатели по выделенным критериям (социально значимым качествам) не проявляются.

Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.

Оценка поведения учащихся в процессе педагогического взаимодействия представляет собой не только результат воспитания, способ регулирования и стимулирования конструктивных форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, а также показатель эффективности воспитательной работы в школе. Систематическое выявление воспитанности (как формы поведения) учащихся возможно лишь в условиях конкретного класса, конкретной реальной ситуации. Правильно организованный педагогический контроль должен иметь воспитательный эффект и способствовать становлению личности.

 

Таблица 1

 

I—IV классы

 

 

Критерии

Показатели

Гражданственность

Знание государственной символики; уважительное отношение к государственной символике, институту президентства; активное участие в деятельности детских общественных объединений

Товарищество и коллективизм

Дружелюбное отношение к одноклассникам, готовность помочь друг другу

Уважение к старшим

Вежливость, послушание, оказание посильной помощи

Доброта

Готовность помочь близким, друзьям, старшим, бережное отношение к животным

Честность

Искренность, правдивость, исполнение обещаний

Трудолюбие

Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно-полезном труде

Бережливость

Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам

Дисциплинированность

Исполнительность, соблюдение правил поведения в школе, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих

Таблица 2

V—VI классы

 

 

Критерии

Показатели

Гражданственность

Знание государственной символики; уважительное отношение к государственной символике, институту президентства; активное уча­стие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности детских общественных объединений

Товарищество и коллективизм

Желание находиться в коллективе, доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь

Уважение к старшим

Вежливость, послушание, оказание посильной помощи

Доброта

Готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам, бережное отношение к животным

Честность

Искренность, правдивость, исполнение обещаний

Трудолюбие

Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно-полезном труде

Бережливость

Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам

Дисциплинированность

Исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих

Таблица 3

VIIIX классы

 

 

Критерии

Показатели

Гражданственность

Знание государственной символики; уважительное отношение к государственной символике, институту президентства; активное участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности детских и молодежных общественных объединений

Товарищество и коллективизм

Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных решений, выражение благодарности, товарищеские взаимоотношения

Гуманность

Доброжелательные отношения с окружающими, уважение старших, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам

Честность и принципиальность

Искренность, правдивость, исполнение обещаний; способность осознавать и признавать свои ошибки; умение прислушиваться к конструктивной критике товарищей или старших; критическое отношение к результатам своего труда

Добросовестное отношение к труду

Добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно-полезном труде и социально значимой деятельности; стремление выполнить ее качественно, вдумчивое отношение к выбору будущей профессии

Дисциплинированность

Исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; выполнение поручений старших; стремление доводить начатое дело до конца; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих

Эстетическое развитие

Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, стремление к самосовершенство­ванию, бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам

Таблица 4

X—XI классы

 

 

Критерии

Показатели

Гражданственность

Знание государственной символики; уважительное отношение к государственной символике, институту президентства; участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности молодежных общественных объединений; активная гражданская позиция

Товарищество и коллективизм

Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных решений; выражение благодарности, умение отстаивать честь своего коллектива

Гуманность

Доброжелательные отношения с окружающими, уважение старших, толерантность к другим, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам

Честность и принципиальность

Искренность, правдивость, исполнение обещаний, единство слова и дела, устойчивость взглядов и убеждений, способность открыто и корректно высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, давать оценку антиобщественным поступкам

Добросовестное отношение к труду

Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно-полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно, серьезное отношение к выбору будущей профессии

Дисциплинированность

Исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине, выполнение поручений старших; стремление доводить начатое дело до конца; настойчивость в достижении постав­ленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих

Эстетическое развитие

Опрятный внешний вид; аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу; стремление к самосовершенство­ванию; приобщение к общечеловеческим ценностям и духовно-нравственным традициям белорусского народа, бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам

 

Ещё в этом разделе